РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ МЫСЛИ

Главная

Зарождение

Либеральная идея на территории России всегда была чем-то, что спускается с верхов к низу, от интеллигенции к низшим классам. Когда та или иная политическая идеология перемещается из своей родины в другую страну, то она принимает характерные черты менталитета новой страны, в которую пришла. Так случилось и с либерализмом. Приход либеральных идей в Россию — не случайность, а вполне закономерное событие раннего глобализма, долгих экономических, политических, и исторических процессов. На протяжении всей истории люди тянулись к большей свободе, и люди в России исключением не являются.

Условно историю развития русского либерализма можно поделить на несколько исторических этапов: Зарождение либерализма в России (Иван V-Петр III); Укрепление (Екатерина II); «Дней Александровых прекрасное начало» (Александр I); Становление русского национал-либерализма (Николай I); Расцвет либерализма в России (Александр II); Закат (Октябрьский переворот).

Точно сказать в какой эпохе в России появились либеральные идеи, будет сложно. Такая тенденция была еще и при Иване V, к примеру, либералом того времени можно назвать русского боярина и посла Василия Васильевича Голицына. Голицын был фаворитом царицы Софьи Алексеевны. Этот человек заслужено получил титул сторонника реформаций, поскольку он излагал мысли об отмене крепостного права, сближение с западной Европой, дарование религиозной свободы, однако его незаслуженно заносили в список врагов Петра Великого.

Однако временем первого полноценного пришествия либерализма на русские земли можно посчитать петровские годы. Петр I Великий держал курс на Европу, своей политикой он открыл дорогу либерализму в умы русской интеллигенции

Либеральные принципы отображались во времена правления Петра I весьма редко, ведь за европейскими реформами император принес и восточный деспотизм по методу реализации этих реформаций. Как либертарного деятеля времен петровской России можно обозначить князя Дмитрия Михайловича Голицына. Князь Голицын был одним из приближенных к Петру личностей, а после смерти Петра II он стал членом Верховного тайного совета. Продвигая в России идеи введения конституционного монархизма, он стал основоположником первого проекта российской конституции.

Просвещенный абсолютизм

Вторым пришествием либерализма можно считать политику Просвещенного абсолютизма. Восхождение на престол императрицы Екатерины II Великой знаменовало переход российского государства на рельсы новых порядков, основная суть которых заключалась в критике феодального строя, старой политики европейских держав. Русская либеральная интеллигенция смотрела в сторону опыта европейских начинаний, а именно в сторону прогрессивной Франции. Сама императрица в своих наказах избирательно придерживалась идей европейских философов-просветителей Жан-Жака Руссо, Вольтера, Шарля де Монтескье.

Сам термин «Просвещенный абсолютизм» был позаимствован Екатериной II у многих европейских философов, о данном устройстве власти писал Эммануил Кант. Просвещенный абсолютизм это устройство власти, при котором просвещенный монарх является гарантом прав и свобод своих подданных. По идее, просвещенный правитель будет стремиться к расширению свобод не только для себя, но и для всех остальных. Монарх «позволит подданным публично пользоваться своим разумом, и открыто излагать свои мысли». Кант не единственный мыслитель, излагавший идею правления просвещенного монарха-гуманиста, подобные взгляды проповедовал и основоположник экономического либерализма Анн Жак Тюрго, и Франсуа Мари

Аруэ, более известный как Вольтер. С Вольтером Екатерина Великая даже находилась в дружеских отношениях, вела с ним переписки. Императрица не отказывала себе в удовольствии в общении с европейскими философами.

Более всего на взгляды молодой императрицы повлияли идеи Вольтера и Дени Дидро. Она перенимала их мысли не только со страниц книг, но и от непосредственного общения с философами. Екатерина II активно общалась с Вольтером, их переписки можно прочитать в сборнике писем «Переписка Екатерины Великой с господином Вольтером», более того, она периодически называла себя «ученицей» Вольтера. Отношения с Дидро тоже были теплыми. Екатерина предлагала перенести издание его «Энциклопедии» из Франции, где она подвергалась запрету, в Россию. Екатерина помогала своему другу и деньгами, выкупив и сохранив его библиотеку, когда Дени Дидро финансово бедствовал. Так же, Дидро приезжал в гости к императрице в Россию.

Если говорить о конкретных реформах в России, то тут можно отметить две самой важной сферы: экономическая и духовная.

Из экономической сферы можно отметить введение свободы предпринимательства в 1775, организация Вольного экономического общества в 1765 году, таможенная реформа 1782 года. После этих преобразований купечество и некоторые крестьяне стали чувствовать себя намного свободнее, заметно снизились налоги с предпринимателей, развивалась экономика страны, отменили торговые монополии, существенно снизились пошлины.

Важными духовными реформами Екатерины Великой можно назвать снижение полномочий церкви путем секуляризации церковных земель в 1764 году. Была проведена в 1763 году реформа образования, обусловленная необходимостью увеличения количества образованных и просвещенных подданных. В ходе этой реформы значительно возросла грамотность как знати, так и простолюдин. Екатерина II сама принимала участие в просвещении народа, писав и редактировав книги, учебные пособия, сказки для детей.

Что же касается других просветителей в России тех лет, то здесь можно отметить три фигуры: Никита Иванович Панин, Михаил Васильевич Ломоносов, Николай Иванович Новиков.

Фамилию «Ломоносов» мы все слышали еще со школьной скамьи. Михаила Ломоносова без преувеличения можно назвать гением русской науки, его вклад в российское просвещение сложно недооценить. Труд Ломоносова распространялся не только на физику и химию, но и на историю и обществоведенье. Он желал экономического развития России, дабы она была наравне с европейскими державами. Как пути для экономического роста Ломоносов выделял использование природных ресурсов, увеличение промышленности, увеличение свободы и образованности людей. На его политические взгляды повлияла теория Просвещенного абсолютизма, в идеях Ломоносова гармонично сочетались либерализм, монархизм и консерватизм. Михаил Ломоносов был непримиримым критиком церковно-феодального строя в России.

Николай Новиков же персона менее популярная. Он был участником дворцового переворота, в ходе которого начала свое царствование Екатерина II. Новиков был видным публицистом того времени, зачастую он писал в сатирических журналах. И он, и Екатерина любили сатиру, но у них был разных подход: Екатерина II писала, скорее, с целью позабавить читателя, а Николай Новиков же публиковал оппозиционные мысли, укоряющие власть вещи, затрагивал тему трудного положения крестьянства. Со временем от него потребовали смягчить тон текстов, что он и сделал. Он открывает другой журнал, под названием «Живописец», где продолжает писать в своем прошлом стиле, и вскоре журнал запретят. Спустя некоторое время Новиков вступает в масонский

орден. После вступления его карьера публициста не прекращается, он продолжает писать книги и статьи, продвигая идеи просвещения.

Для истории русской государственности очень важен Никита Иванович Панин. Более всего князь Панин известен как российский дипломат и государственный деятель, приближенный Екатерины II. Во времена правления Петра III Панин обзавелся чином действительного тайного советника, а также получил орден Андрея Первозванного. Никита Панин сыграл большую роль в перевороте, довольно быстро завоевав доверие Екатерины. Однако императрица и князь разошлись во мнениях по вопросу конституции. Они оба руководствовались догматами либерализма и просвещения, но Панин был за ограничение власти монарха, а Екатерина выступала против. Конституционный проект Екатерина II восприняла отрицательно, но убрать Никиту Ивановича Панина она побоялась, поскольку он имел большой авторитет среди придворных либералов, да и у интеллигенции в целом.

 

У некоторых могло возникнуть мнение, что время правления Екатерины Великой было временем торжества просвещения, но это не совсем так. Да, Екатерина во многих своих указах и мыслях руководствовалась идеями либерализма, она дружила с европейскими философами-просветителями, да и в принципе была прогрессивной для своего времени, но была и обратная сторона этой медали. Императрица принимала идеи чрезвычайно избирательно, медлила с указами, централизовала власть вокруг себя, не желала вводить конституцию, стала намного консервативнее после Великой французской революции, поскольку испугалась событий во Франции. Однако Екатерину не просто так назвали «Великой». Ее вклад в развитие России и влияние на русскую либеральную мысль нельзя преуменьшать, как нельзя отрицать ее излишнюю консервативность и склонность к самодержавию.

Правление Александра I

Значимым временем для русского либерализма можно отметить время правления Александра I. Самое начало царствования Александра I можно обозначить как время реформаций. Он дал право в 1803 году крестьянам покупать земли, при помощи либерала Сперанского Россия двигалась от абсолютной монархии к конституционному монархизму. Был создан в 1810 году Государственный Совет, в 1809 появилось подобие разделения властей на Государственную Думу, Государственный Совет, получившие избирательные права граждане России, значительно расширилась автономия образовательные учреждения, и прочие реформы.

Как я уже говорил ранее, Михаил Сперанский оказывал сильное влияние на императора, и история политической деятельности Сперанского это целая отдельная глава для истории русского либерализма. После завоевания доверия от императора Сперанский в 1809 году подготовил документ «Введение к уложению государственных законов». Данный труд описывал предлагаемые реформы в Российской Империи.

Михаила Сперанского часто называли гением юриспруденции, его взгляды были национал-либеральной направленности, поскольку он считал, что у каждой нации есть свой особый исторический путь, особая государственность. Азиатские страны Сперанский часто называл «восточным деспотизмом», а Россию же он считал «феодальной страной, но быстро идущей к свободе и общему благу».

Сперанский влиял не только на Александра I, он был преподавателем по истории, обществоведенью и праву у Александра II, во многом был ему наставником, наравне с Жуковским.

Однако, во второй половине своего правления, царь, испугавшись свободомыслия, начал более жесткую политику. В первую очередь, его рука пала на образовательные учреждения, ибо именно

там был центр либеральной русской идеи- молодежь. В 1819 году начались гонения на университеты и свободную печать, позже были развязаны руки помещиков, им дали право ссылать крестьян в Сибирь, а крепостным, наоборот, запретили жаловаться на бесчеловечное отношение к ним.

На введение политики консервативного этатизма последовала реакция от либеральной интеллигенции, но если одни возмущались, то другие люди подготавливали план по государственному перевороту. Примерами таких людей были члены тайных обществ – Общество истинных и верных сынов Отечества, Северное общество, Южное общество, позже их назвали декабристами.

Главной целью революционеров стало построение в России парламентского режима, установление единых для всех прав и свобод, уничтожение крепостного права. Членство в тайных кругах декабристов чаще всего занимала именно знать, офицерство, и дворянство, которые ранее были главной опорой для царского трона. Если же говорить о членах революционной группировки поименно, то из самых знаменитых личностей можно отметить следующих: Н. М. Муравьев, П. И. Пестель, С. П. Трубецкой.

Идеи декабристов частично пересекались с либеральной идеологией, и своими целями они ставили уничтожение крепостного права, смена системы государственного правления. Декабристы были не едины в деталях своих целей и способах их реализации, и их несобранность сыграла важную роль в провале восстания декабря 1825 года. Общества декабристов не имели четкой централизованной власти, организация была поделена на несколько обществ: Южное Общество и Северное общество были самыми многочисленными и известными, и в этом заключалась их главная слабость. Декабристы не имели четкой структуры своей организации, централизованной власти, и из-за этого им не удалось создать эффективный план восстания. У декабристов была не сильно развита совместная теоретическая направленность, у каждой организации был свой манифест: Конституция Муравьева, «Русская правда» Пестеля, «Манифест Русскому народу» от Трубецкого, и часто они сильно отличались. Если одни предполагали создание парламентской монархии, то другие желали цареубийства, установление республики.

План революционеров не осуществился, на престол всходит Николай I Незабвенный. Новый правитель продолжает проводить авторитарную политику, усиливая цензуру и ужесточая законы.

Либералы западники и славянофилы

Четвертый период, внесший вклад в развитие русского либерализма, был временем правления Николая I. Благодаря авторитарной политике нового императора, либерально-реформистские силы в стране снова начали организовываться, и самыми яркими их представители стали либералы западники и либералы славянофилы. Свою популярность эти движения обрели примерно в 1840-х годах.

Западники

Западники выступали за выборочную преемственность европейских практик для построения либерально-демократичного государства. Основателем либерального западничества можно считать философа и публициста Петра Яковлевича Чаадаева. Чаадаев изложил свои мысли в его труде «Философские письма», там он не мало уделял внимания проблемам российского общества, и главную причину видел в том, что Россия отклонилась от европейского курса. Как других представителей либерального западничества можно отметить Василия Боткина, Константина Кавелина, и Сергея Соловьева.

Движение либералов западников было неоднородным, западники часто расходились во мнениях по различным вопросам. Однако можно составить систему ценностей, которых придерживалось

большинство представителей западнического движения. Западники поддерживали Петра I и видели в нем монарха-реформатора, открывшего России дорогу в путь просвещенной Европы.

Основным объектом критики западных либералов стал монархо-феодальный строй в России, и как альтернативу они предлагали перенять практику Англии и Франции, установить в России парламентскую монархию. Западники считали Европу центром мирового прогресса и предполагали, что Россия должна равняться в некоторых пунктах на европейские державы.

Славянофилы

Либералы славянофилы были сторонниками развития России по своему особому пути. Основоположником либерального славянофильства можно считать богослова, философа Алексея Степановича Хомякова. Идеологию славянофилов можно определить как шаг к становлению русского национал-либерализма. Либералы славянофилы рассматривали православие и христианский гуманизм как путь к русскому национальному самосознанию. Тот же Хомяков, наравне с либеральными философами-просветителями, выступал за светлые идеалы гуманизма, всячески проповедовал идею о превосходстве разума человеческого. Славянофилы часто положительно отзывались о идеи монархического самодержавия и критиковали демократические и парламентарные принципы.

Движение славянофилов жестко выступало за отмену крепостного права, ибо даже при их консервативности они считали крепостничество мерзким пережитком прошлых лет. Либералы славянофилы выступали за свободу слова и мысли. В вопросах устройства государства они придерживались теории официальной народности. Эта теория представляла из себя ряд политических, религиозных, и социальных догматов, которые базировались на трех постулатах: православие, народность, самодержавие.

Что же касается членов этого либерального движения, то среди них можно отметить братьев Аксаковых, Самарин, Хомяков, Кошелев. И как главные идеи либерального славянофильства можно отметить построение либертарного монархического государства с учетом всех особенностей русского менталитета и упором на христианскую мораль.

Однако, несмотря на все свои различия, западники и славянофилы имели общие цели – они желали отменить крепостное право, сделать Россию правовым государством, увеличить количество прав и свобод для людей.

Царствование Александра II и Александра III

Эрой русского либерального Ренессанса можно назвать время правления Александра II Освободителя. Те годы можно считать показательным примером того, что будет, если дать либералу-идеалисту попробовать реализовать свои принципы на практике. С самого детства государь был окружен людьми либеральных убеждений, его учителем по юридическим и политическим наукам стал видный либеральный реформатор Михаил Сперанский. Его приближенным стал писатель Василий Андреевич Жуковский.

После деспотии Николая I Россия смогла вновь вдохнуть свободно, когда на престол вступил Александр II. За время своего правления император осуществил целый ряд реформ. Городская реформа 1870 года, которая позволяла широким слоям общества участвовать в управлении. Была создана одна из самых передовых судебных систем для того времени, и отмена крепостного права, освобождение от рабства многострадальных крестьянских людей. Позже был разработан проект создания Верховного Совета при царе, на которого возлагались некоторые полномочия и самого императора. Изменения затронули и духовную сферу, была осуществлена реформа образования в 1864 году. В российскую историю государь Александр II войдет как человек, скинувший с рук России ржавые кандалы, дав ей невиданную ранее волю.

Одним из самых популярных либеральных политических течений во времена Александра II был консервативный либерализм и либеральное народничество.

Либеральное народничество это лево-либеральное политическое течение, особо популярное во время правления Александра II и Александра III. Либералы народники придерживались принципов национализма и социального либерализма, как их лидера можно отметить Николая Михайловского. Народники отрицали насильственный метод борьбы против самодержавия, а желали поднимать крестьянское и рабочее самосознание, поскольку считали именно их главным рычагом будущих перемен. Либералы народники пытались понять народ, его самобытность, и на основе полученных знаний поднимать гражданскую активность. Для этого они часто устраивали так называемое «хождение в народ» (просветительские акции), многие сторонники народничества становились учителями.

Консервативный же либерализм представлял собой некий компромисс между консервативностью славянофилов и ориентацией на Европу западников. Ярчайший представитель либерально-консервативного движения в царствование Александра II это Борис Чичерин. В своих произведениях он не мало уделяет проблеме прав и свобод личности, отмечает свободу как одну из важнейших вещей в человеческой жизни, это его уже не мало роднит с классическими либералами. Чичерин поддерживал концепцию Локка о свободе, он считал, что одна из самых важных видов свободы — это свобода экономическая и права собственности.

Чичерин был сторонником монархии, что и не удивительно, ведь приверженность к монархизму была и у просвещенных абсолютистов, и у либералов славянофилов, и у консервативных либералов. Если абсолютисты руководствовались трудами Канта и Вольтера, славянофилы были крайне традиционны и верили в особый путь России, то консервативные же либералы были монархистами потому, что именно царь выступал главным реформатором в государстве, он выглядел как гарант прав и свобод подданных.

Закат русского либерализма (Николай II, революция)

Последний раз каноны либерализма получили отклик на русской земле во времена правления Николая II. В 1906 году был издан манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», император учредил Государственную Думу, ограничивая царскую власть, ввел в России политические права и свободы, но, стоит заметить, что царь это сделал из-за страха революции, а не из-за собственных желаний.

Большое влияние на либеральные реформы того времени оказали Сергей Юльевич Витте и Петр Аркадьевич Столыпин, человек либерально-консервативных взглядов. Столыпинские реформы затрагивали основные институты жизни российского общества, главным вопросом был крестьянский. Аграрная реформа способствовала развитию сферы сельского хозяйства путем создания и укрупнения класса зажиточных крестьян. Крестьяне могли выходить из общин и обустраивать свое частное хозяйство. Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55 лет. Многие проекты так и остались нереализованными из-за Первой мировой войны, Февральской революции и Октябрьского переворота.

Из других либеральных государственных деятелей во времена Николая II можно отметить Сергея Витте. Политические взгляды Витте менялись. После смерти Александра II Сергей Юльевич был склонен к монархическому национализму, участвовал в ультра-традиционалистических организациях. Но спустя какое-то время Витте стал национал-либералом, именно он в октябре 1905 года по его настоянию Николай II издал манифест о даровании гражданских свобод. Витте был назначен председателем Совета министров. Однако его убеждённость в продолжении

либеральных реформ привела к его снятию с поста накануне открытия Первой Государственной Думы.

Витте и Столыпин не увидели Февральской и Октябрьской революции, но увидел другой представитель либеральных идей в России- Петр Бернгардович Струве, которого позже назовут «Крестоносец свободы». Изначально Струве придерживался левых взглядов, состоял в редакции Искры. Со временем Петр Струве склонялся к правым и либерально-консерватиным идеям, на это его подвигло наблюдение за деятельностью большевиков, некогда социал-демократ становился одним из врагов Ленина и коммунистов, но все больше сближался с Конституционными Демократами.

Если к Февральской революции Струве отнесся в целом положительно, но с опаской, то Октябрьский переворот он возненавидел. В декабре он уже в составе нелегальной организации «Правый центр», а 26 декабря 1917 г. отправился на Дон. В Новочеркасске во время начала формирования Добровольческой армии он совместно с П. Н. Милюковым способствовал разрешению конфликта между генералами Алексеевым и Корниловым по разделению полномочий. Избран в Донской гражданский совет, был активным участником Белого движения.

После красного террора Петр Струве сбежал в заграницу, где ему тоже было не сладко. В СССР его приговорили к смертной казни, а в Германии его преследовали нацисты. В эмиграции политические взгляды Струве окончательно утвердились как национал-либеральные. Струве утверждал, что для победы над большевиками необходимо заключить союз либералам и националистам, дабы строить свободное русское государство.

 

Специфика либерализма в России

Когда какое-либо течение перетекает в другие страны со своей родины оно терпит трансформацию, подстраиваясь под культурные ориентиры того или иного общества. Либерализм — идеология крайне гибкая, подстраивающаяся под требования людей, и либерализм приобрел характерные черты в российских реалиях.

1. Умеренный консерватизм — Русские либералы всегда были консерваторами в какой-то степени. Чаще всего это прослеживается во времена Российской Империи. Либералы были за определенные реформы и изменения, выступали за свободу и права, но боялись анархии и беззакония, поэтому часто поддерживали царя, а все изменения протекали сверху в низы. Подобное в России прозвали либертарной аристократией- вольнодумные элиты готовые к реформам, но не желающие менять все кардинально. Как представителей консервативных русских либералов можно отметить Сперанского, Александра II, Чичерина, Витте, Столыпина, представителей движения либералов славянофилов.

2. Христианский гуманизм — Религия в либеральных кругах играла не малую роль всегда, многие либералы в России были православными людьми, свято следовали христианским канонам, то есть, высшей ценностью можно отметить свободу и Бога. Либералы считали, что религия способна удерживать людей от анархии и вседозволенности, и это сдерживание будет исключительно добровольным, без государственного штыка и дубинки. Либерализм и христианство весьма связанны друг с другом, об этом говорил даже основатель либерализма — Джон Локк. Не убей, не укради, полюби ближнего своего- все это очень напоминает концепцию взаимной неагрессии. Самым ярким примером православного либерала в России можно обозначить философа Алексея Хомякова.

3. Национальный, а не государственный патриотизм- Для русского либерала слова «Родина» или «Отечество» никогда небыли пустым набором букв. Российский либерал воспринимает Россию в

первую очередь как родину, а не как государственный аппарат. К тому же, русские либералы всегда ориентировались на нацию.