О ТОМ, КАК ПРОШЁЛ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ. ЧАСТЬ 2

Главная

08.09.19, город Новокуйбышевск, Избирательный участок №1948

 

«Первый раз был наблюдателем. Ожидал, что это будет очень тяжело, устану как свинья и не смогу протянуть сутки на участке, ждал самых тяжёлых суток за весь год. Однако ничего не подтвердилось — мне было комфортно на протяжении всего времени наблюдения (с 7 до 4 часов), я не устал и надоело сидеть только под следующее утро.
В плане опыта — я вообще был не готов, не знал, как всё проходит, поэтому не знал, что изучать. Никаких толковых занятий перед выборами не проводилось, только краткое теоретическое введение. В процессе наблюдения познавал азы и делал для себя зарубки, на что обращать внимание в следующий раз, что необходимо делать и почему именно необходимо. Теперь я знаю, какие обучающие материалы нужно повторить или выучить назубок.
Жду следующих выборов, чтобы проверить полученный опыт. Теперь меня не вгоняет в стресс перспектива побыть наблюдателем на выборах», — рассказал нам Марк Немцев.

 

«(эпиграф) Приходит дедок на выборы и спрашивает у члена УИК: «Скажите, а моя жена уже проголосовала?». Член УИК посмотрела и говорит: «Да, проголосовала. А вы что, не вместе ходите?». «Да нет, — отвечает дедок, — она пятнадцать лет назад умерла, и я с ней на участке всё встретиться не могу».

 

Где-то гремит эхо питерских ужасов, московские депутаты судятся с избиркомом, а мы, скромно сидящие в регионах, подводим итоги прошедших муниципальных выборов в Самарской области. Признаться, мои четвёртые выборы (три в статусе наблюдателя и один — члена комиссии с правом решающего голоса) не только смогли преподнести мне пару сюрпризов, но и позволили произвести некую систематизацию ранее виденного.
Во-первых, что сразу бросается в глаза, судьбу выборов, куда насильно не сгоняют под угрозой увольнения, решают старушки за шестьдесят (искренние извинения тому, кого в этом возрасте еще можно назвать дамой). Именно их больше всего приходит на участки. Естественно, симпатии этой возрастной страты склоняются либо к «ЕдРу», либо к коммунистам.
Во-вторых, коммунистическая партия, как мне кажется, большинства в мандатах, то есть победы в выборах не желала. Их верхушку (даже региональную, не только ЦК партии) вполне устраивает роль хорошо оплачиваемых статистов. Поясню. Кандидат от КПРФ в округе, где я сидела, вёл реальную избирательную кампанию и мог бы рассчитывать на победу, если бы партия почесалась раньше и выдвинула его хотя бы в начале июня. Дальше. Свое направление я получила в день выборов перед избирательным участком, хотя сотрудничаю с коммунистами очень давно, и в любое время они могли получить от меня необходимые для заполнения документов данные. То есть всё тяп-ляп и в последний момент. Естественно, нашлась ошибка в направлении, и если бы председатель сама не внесла меня с ошибкой в реестр, она бы без всяких колебаний удалила меня с участка.
Третий момент. Он становится все более и более ясен из опыта. Члены УИК и сами председатели некомпетентны. Кто-то больше, кто-то меньше. На моём участке председатель не знала, что о надомном голосовании нужно извещать за полчаса, не знала вообще процедуры подсчёта голосов (с бумажки её читала!) и не имела представления, что делать, когда при подсчёте обнаружился лишний бюллетень. Ах, да, как пишется слово «бюллетень» она тоже не знала. Члены УИК друг у друга спрашивали, как заполнять книги, когда пришло время вести подсчёт. И все жаловались, что в прошлый раз (то есть на губернаторских выборах) они всё делали не так, как в этот раз! Естественно, при такой феерической безграмотности контрольные соотношения у них не сошлись. В итоге пришлось, скорее всего, подрисовать лишнего избирателя, когда я выдохлась и ушла с участка.
Отсюда следует в-четвёртых. Независимых наблюдателей должно быть два, а лучше три. Я вот, субтильная девушка, плохо переносящая стресс, не выдерживаю целые день и ночь на участке. Честь и хвала тем, кто может (я, естественно, о наблюдателях, а не об УИКовцах).
О тонкостях фальсификации с надомным голосованием, использованием админресурса и так далее рассказывать не вижу смысла, потому что эта тема обширна и требует другого формата изложения. Резюмирую лишь, что как нельзя объять необъятное, так и нельзя вникнуть во все эти тонкости за одно наблюдение. Я вот каждый раз учусь чему-то новому. Утешает лишь, что по словам Екатерины Шульман, наблюдатели – это лучшие люди России. Да! Мы такие!», — рассказала нам Виталия Мелехина.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *