КОНСЕРВАТИВНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ ФРАНСУА ГИЗО Часть II

Главная

Основной вопрос в либерально-консервативной идеологии Гизо заключается в соотношении свободы и порядка: свобода подразумевает свободу выбора, слова и печати, совести, прессы, экономическую свободу и гражданское равенство. Однако, свобода может полноценно существовать только с порядком; Да и девиз партии орлеанистов, в коей он состоял, был «Свобода и порядок».

Политик находился между двух огней: меж роялистов, желающих вернуть старый тиранический строй, и социал-демократов и неоякобинцев, желающих сделать революцию радикальнее – «Я защищал попеременно то свободу против деспотизма, то порядок против революционного духа – две великие вещи, которые, собственно говоря, составляют одну, потому что разделение их губит и ту и другую. Пока свобода не отрешится окончательно от революционного духа, а порядок от деспотизма, Франция будет переходить от кризиса к кризису, от ошибки к ошибке».

Касательно ограничений в свободе, то Гизо полагал, что человек может быть ограничен в свободе лишь тогда, когда его действия вредят индивиду или всему обществу. Помимо «принципа вреда», мотивом ограничений свободы может послужить предотвращение появления радикальных или тиранических сил. В статье «Некоторые соображения по вопросу о свободе прессы» историк писал – «Свобода прессы – это не государственная власть, не представительница общественного разума, не верховный судья; это просто право граждан высказывать свое мнение о государственных делах и об образе действий правительства. Право это могущественно и почтенно, но по существу своему высокомерно, и для того, чтобы оно всегда оставалось спасительным, общественные власти должны не склоняться перед ним, а налагать на него ту серьезную и постоянную ответственность, которая должна лежать на всех правах для того, чтобы они не сделались сначала мятежными, а потом тираническими».

Французский мыслитель хоть и выступает за ограничения правительства, но категорически против становления государства бессильным. Государство обязано не только декларировать и гарантировать права и свободы, но наказывать тех, кто их пытается нарушить – «Если человек видит, что власть ежесекундно может быть захвачена врагом, то он станет по отношению к власти трудновосприимчивым и скупым; со всей скаредностью будет он отмерять ту помощь, что власть требует от него. Очень скоро либо по расчету, либо инстинктивно, но следуя неумолимому ходу событий, такой человек будет игнорировать наиболее законные потребности власти, откажет ей в необходимой поддержке и, в конце концов, быть может, начнет трудиться над ее разрушением».

Помимо понимания свободы и общего взгляда на лучший политический строй, Гизо с оппозицией разделяло понимание равенства. Вспоминая его речь про «Обогащайтесь, и тогда вы станете избирателями», Гизо признавал лишь одно равенство – правовое. Идеи же левых об установлении социального равенства он отвергал, поскольку был уверен, общественное неравенство исходит из людской индивидуальности и предприимчивости. Не стоит сильно пытаться убрать неравенство среди людей, поскольку это будет вызывать ситуации, когда честное богатство одних будет отдано безынициативным лодырям, а активная перераспределительная политика «Тормозит прогресс и постепенное улучшение человеческого рода», тормозить же естественное неравенство «Означает отрицать волю Бога и поднимать на нее кощунственную руку».

Исходя из идей наличия избирательного права только лишь у налогоплательщиков и естественного неравенства людей, Гизо становится одним из авторов закона «Об избирательной системе» от 5 февраля 1817 года, согласно которому для участия в выборах устанавливался высокий имущественный ценз. Закон был предложен для предотвращения второго рождения революционного порядка, с целью закрепить порядок конституционный, поскольку, по мнению философа, с 1789 года «Право всеобщей подачи голосов было во Франции только орудием разрушения или обмана». Подобное нововведение воплощало программу Франсуа Гизо о политической опоре на средний класс.

После Июльской революции и требований убрать избирательный ценз Франсуа в своих парламентских речах все чаще затрагивал тему нестабильности абсолютной демократии. Все чаще из его уст слышатся обвинения оппонентов в якобинстве и охлократичности – «Оппозиция – это не свора неразумных, сбившихся с истинного пути юнцов, а состояние общества, к которому власть обязана, если желает стабильности и порядка, прислушиваться и реагировать на новые общественные настроения». 23 февраля 1848 года, в условиях начавшейся новой революции, король Луи-Филипп I распустил правительство Гизо, а сам министр бежит в Англию.

Автор: Николай Беляков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *